Профильное обучение. Предпрофильная подготовка

Информация о комплектовании 10-11 классов в 2023-2024 учебном году                                                                     

Приказ Об организации приема в профильные 10-е классы на 2023-2024 учебный год

По результатам анкетирования обучающихся, которое проводилось в течение 2022-2023 учебного года,  и системы условий школы в 2023-2024 учебном году сформировано два 10-х  класса.

классколичество мест на 01.09.2023профильУглубленный уровень изучения предметовДополнительные учебные предметы,  элективные курсы по выбору:
10 «А»26универсальный профиль  биология, информатикабиология, информатика
10 «Б»21
свободных мест нет
гуманитарный профиль  история, обществознаниеобществознание, история

  В МАОУ « СОШ №2» сформировано два 11–х класса. Всего обучаются 47 человек.

классПланируемое количество местпрофильУглубленный уровень изучения предметовДополнительные учебные предметы,  элективные курсы по выбору:
11 «А»21социально-экономический  математика, история, право, экономикарусский язык
математика
информатика
финансовая грамотность
11 «Б»26универсальный профиль  биологиярусский язык, биология,
финансовая грамотность

На базе  МАОУ « СОШ №2»   в рамках внеурочной деятельности  (суббота)  будут в течение года функционировать УКП (учебно-консультационные пункты) по подготовке учащихся к  промежуточной и государственной итоговой аттестации.

СОШ №3,филиал МАОУ «СОШ №2»

По результатам анкетирования обучающихся, которое проводилось в течение 2022-2023 учебного года,  и системы условий школы в 2023-2024 учебном году на базе СОШ №3,филиал МАОУ «СОШ №2» сформировано три 10-х  класса.

классПланируемое количество местпрофильУглубленный уровень изучения предметовДополнительные учебные предметы,  элективные курсы по выбору:
10 «А»25
( на 01.08.2023 свободных мест нет)
Технологический профиль  -математика
-физика
-физика
-информатика
10 «Б»25 (на 01.08.2023 10 свободных мест)Естественно-научный профиль -математика
-биология
-химия
-биология
10 «В»25
( на 01.08.2023 свободных мест нет)
Универсальный профиль  -математика
-обществознание
-обществознание
-география

В СОШ №3,филиал МАОУ « СОШ №2» сформировано два 11–х класса. Всего обучаются 65 человек.

классКоличество местпрофильУглубленный уровень изучения предметовДополнительные учебные предметы,  элективные курсы по выбору:
11 «А»34универсальный профиль, с делением на группы  математика (профиль),биология, химия, физика, информатикаПредметный курс «Сочинение без затруднений»
1 группа-
предметный курс «Решение экспериментальных задач по химии»,
предметный курс «Физика: теория и практика»
предметный курс «Программирование»
2 группа-,
предметный курс «основы Биологии»,
предметный курс «основы химии»
11 «Б»31универсальный профиль  Предметные курсы: — «Графический способ решения уравнений и неравенств»
-«Русский язык в формате и вне форматов.азбука текстоведения»
-«сочинение без затруднений»
-«решение геометрических задач»
— «решение химических задач повышенной сложности»
элективные курсы:
-«Психология учителя и педагогической деятельности»

Что такое профильное обучение

В  стандарте среднего общего образования указано, что образовательная программа должна обеспечивать возможность осознанного выбора будущей профессии.

Профильное обучение – это система обучения, позволяющая за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение в школе направлено на реализацию личностно- ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

  1. Обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования.
  2. Создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.
  3. Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.
  4. Расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Профильное обучение — это создание интеллектуальной и практикоориентированной среды, где ученики получать возможность сформировать интеллектуальную базу для уверенного поступления в желаемый ВУЗ. Из выпускников 9-ых классов осуществляется комплектование профильных 10-ых классов по заявлениям родителей (законных представителей).

Что такое предпрофильная подготовка

На уровне основного общего образования в общеобразовательных учреждениях в соответствии с учебным планом организованы элективные курсы.

Предпрофильная подготовка и профильное обучение в школе осуществляется через построение индивидуально-групповых траекторий обучения в рамках вариативной части учебного плана.

В школе имеется положительный опыт работы в данном направлении, который заключается в том, что предпрофильное образование в школе имеет две ступени:

  • 5-8 классы (профориентационная работа);
  • 9 классы (профессиональное самоопределение).

Нормативно-правовая база реализации профильного обучения и предпрофильной подготовки  В банк 100 лучших практик профильного обучения Российской Федерации были отобраны и материалы 4-х школ Тюменской области, среди которых МАОУ «Заводоуковская СОШ № 2», разработчиками которых являются заместитель директора по учебно-воспитательной работе Гаук Татьяна Ивановна, учитель биологии Демина Ольга Викторовна, директор Базелюк Валентина Васильевна. По информации комитета образования администрации Заводоуковского городского округа. Источник: Администрация Заводоуковского городского округа.: 12 февраля 2019 11:12:35

Организация профильного обучения на уровне среднего общего образования (из опыта работы МАОУ «СОШ №2» г.Заводоуковска)

1.  Естественно-научный профиль 

В целях расширения образовательной среды, профессионального самоопределения и организации эффективной системы организации профильного обучения в 2016 году администрацией школы был заключены договоры о сотрудничестве с ФГБ ОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» и Тюменским государственным университетом (институтом математики и компьютерных наук), определены планы совместной деятельности по повышению предметных компетенций и профессиональному самоопределению учащихся.

В рамках реализации направлений сотрудничества учащиеся школы профильного «химико-биологического» класса ежегодно принимают активное участие в мероприятиях «Дебют науки», Дне «Довузовского научного клуба», проводимых Тюменским государственным медицинским университетом в рамках VII Всероссийского Фестиваля науки NFUKA 0+. , в Дне открытых наук Тюменского государственного университета.

Учащиеся среднего общего образования «работают» на площадках «Анатомия человека, топографическая анатомия и оперативная хирургия», «Терапевтическая и детская стоматология», «Фармацевтика», «Биологическая химия», совершили экскурсии по анатомическому музею ««Мы изнутри», «Аптечное производство лекарств». (http://school-zvd.ru/novosti?id=1311)

Учащиеся, обучающиеся на уровне среднего общего образования, участвуют в дистанционных и очных семинарских занятиях, организованных ТюмГУ, работают в лаборатории мехатроники над совместными проектами, что позволяет учащимся получать специальные профессиональные навыки, развить творческие способности, создавать ситуации, когда каждый учащийся может попробовать себя в труде.

Ежегодно студенты университетов проводят с учащимися школы, желающими поступить в ТГМА и ТюмГУ, и их родителями профориентационные встречи-беседы , экскурсии.

Под руководством учителей Демина И.М., Деминой О.В., проектно-исследовательские работы старшеклассников по предметам «Биология», «Экология», «География» размещены в информационной телекоммуникационной среде — интернет на платформе Международного образовательного сетевого проекта школьной глобальной лаборатории (https://globallab.org).

Учащиеся профильных классов являются победителями и призерами муниципального, областного этапов Всероссийской олимпиады школьников, принимают участие в учебно-тренировочных сборах по предметам как химико-биологического направления, так и социально-гуманитарного направления при ТюмГУ.

Старшеклассники участвуют в работе в многопрофильных сменах детских оздоровительных лагерях при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области.

Огромную помощь и поддержку в реализации основных направлений профильного обученияпрофориентационной работы мы имеем в форме мероприятий, проводимых на региональном уровне: посещение профориентационного центра (г.Тюмень), участие в фестивале «Профи буду я».

В последнее время всё большую популярность приобретает возможность участия школьников в онлайн-тестированиях по профессиональному самоопределению, к дистанционных конкурсах, олимпиадах, курсах Вузов.

Данная работа способствует созданию единой информационной научно-образовательной среды и партнёрства в сфере образования и науки, разработки и реализации эффективных форм сотрудничества ВУЗов и школы.

   2. Социально-экономический профиль.

МАОУ«СОШ №2» г Заводоуковска с 2013 года является сетевой школой по организации образовательных услуг, реализующей социально-гуманитарное направление (со статусом школа- консультационный пункт сетевой школы); с  октября 2014 года — предметной « лабораторией»   по дополнительной подготовке учащихся по предметам социального и гуманитарного направления при областном Центре по работе с одарёнными детьми на базе Тюменского областного государственного института развития регионального образования. Деятельность  предметной  лаборатории в течение 2017-2018 учебного года    осуществлялась в соответствии с Положением «О предметной лаборатории» от 03.02.2015 г №284, утвержденным приказом   директора  школы от  03.02.2015 № 37-О  и была направлена на реализацию одного из основных ключевых направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»,  на  развитие системы поддержки талантливых детей,  выполнения плана работы предметной  лаборатории через систему работы педагогов по  формированию  учебных компетенций, мотивации учащихся к предметам социально-гуманитарного профиля, а также на  совершенствование педагогического мастерства и профессиональной компетенции педагогов.                                                                                                                                                                                                 В 2017-2018 учебном году в состав сетевой предметной лаборатории  по обществознанию входил 1 педагог (Иконникова О.А., учитель истории и обществознания),  по русскому языку – 3 педагога (Перевозкина Е.А., Мингалева А.А., Скорикова Т.А- учителя русского языка).                                                                                                                                                                                             Всего в  предметной лаборатории социально-экономического занимались- 221 человек, из них  196   (82%) учащихся 9-11-х классов МАОУ «СОШ №2»  (очный режим обучения), 1 учащийся МАОУ «СОШ №4»  и 24 учащихся  (100%)  Горюновской  СОШ, филиал МАОУ « Бигилинская СОШ» (дистанционное обучение).

            Основные направления деятельности  предметной лаборатории:

              -Организация индивидуальной работы с учащимися, имеющими повышенную  мотивацию  к обучению.

           -Организация и проведение массовых мероприятий с учащимися через работу предметных групп  по  русскому языку, обществознанию и истории

-Организационно-педагогические мероприятия с учащимися

          В рамках реализации данных направлений деятельность сетевых педагогов    осуществлялась через индивидуальное сопровождение высокомотивированных учащихся, организацию групповых занятий с учащимися 9-11-х классов по  их  подготовке   к выполнению  заданий повышенной сложности ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадных заданий.     

           Основные виды деятельности  учащихся —  консультационные занятия, учебная   и  проектная деятельность,  подготовка  и  участие учащихся  в олимпиадах различного уровня, видеоконференциях и экскурсиях, организованных и проводимых при поддержке филиала  Президентской библиотеки имени   Б.Н. Ельцина.

           Формы  проведения занятий были различные:  индивидуальная,  групповая (работа в малых группах), дистанционная.

         Индивидуальные занятия с детьми, имеющими академическую  одаренность,  проводились  на основе индивидуальных образовательных программ (далее ИОП)  на 2017-2018 уч.год, согласованных с учащимися и их родителями, утвержденными  директором школы.

               В МАОУ «СОШ №2» на уровне среднего общего образования учащимся предоставлена  такая услуга, как организация   профильного обучения  (социально-экономический профиль). Всего в  текущем году охвачено профильным обучением 26 учащихся, что составляет 19,2% от общего количества учащихся 10-11 классов.100% учащихся профильного (социально-экономического)  класса входили в состав предметной лаборатории по обществознанию, 1 учащийся из МАОУ « СОШ №4».

Программа данной лаборатории была  направлена на расширение и углубление знаний учащихся 10-11-го классов по обществознанию.

Занятия по дополнительной (углубленной) подготовке нацелены на развитие творческого потенциала, овладение навыками самостоятельной творческой работы. Основной задачей занятий по дополнительной (углубленной) подготовке являлось расширение и углубление знаний учащихся 10-11-х классов по отдельным наиболее актуальным вопросам философии, политики, права, экономики. Подборка тем для занятий осуществлялась исходя из потребности и заинтересованности учащихся в более полном (за рамками программы) изучении отдельных проблем обществоведческого знания; из потребности получения глубокого гуманитарного знания для дальнейшего продолжения образования.В процессе занятий учащиеся получали возможность отработать и усовершенствовать свои умения характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты);осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических); сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы; участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам; применять новые знания в процессе решения познавательных и практико- ориентированных заданий. Основными методами и приёмами являлась  работа с текстами: интерпретация, высказывание собственных суждений, аргументация, формирование представлений о многообразии источников в сфере обществознания, филологии.,  выполнение практико-ориентированных заданий по обществознанию;  отработка написания части С как по обществознанию, так и по русскому языку.

             В ходе проведения  занятий  были использованы приемы и методы, обеспечивающие создание ситуации проблематизации, что позволило  учащимся осознанно выявлять собственные позиции по различным спорным вопросам, личностные смыслы, раскрывать и реализовывать себя как личность и индивидуальность. Всё это  способствовало повышению  интереса участников лаборатории к гуманитарному образованию и успешному прохождению ГИА.   Так, 100% учащихся 9-х классов сдали успешно ОГЭ по русскому языку (  качественная успеваемость  — 58,46%, ср.балл-29)   

           В течение всего учебного года педагоги предметной лаборатории  активно вовлекали  высокомотивированных учащихся  в олимпиадное движение, в  интеллектуально-познавательные  конкурсы различного уровня.

           Наиболее распространенными технологиями в работе  с высокомотивированными детьми являлись технологии проблемного обучения, метод проектов, методика обучения в малых группах, коммуникативные технологии, информационно-коммуникационные технологии. Педагоги активно использовали в своей работе с учащимися  ресурсы интернет-порталов Всероссийской олимпиады школьников (vos.olimpiada.ru. ,  https://минобрнауки.рф/олимпиада; togirro.ru.) 

Социально-экономический  профиль

  В 2020-2021 учебном году с учащимися 9-11 классов  на школьном уровне было  проведено  массовое  мероприятие  по теме «Его Величество русский язык», по результатам которого была сформирована команда участников муниципального конкурса, где команда МАОУ « СОШ №2» стала призером;   

  • 30 учащихся 9-11 классов приняли участие во всероссийской акции «Тотальный диктант», из них 2 человека стали призерами;
  • 219 учащихся основного и среднего уровня общего образования- во Всероссийской акции  «Потенциал России школьника за предпринимательство»;
  • -98 учащихся – участники  заочного этапа  дистанционной олимпиады « Россия в электронном мире» по обществознанию и русскому языку ( 42 человека  по обществознанию, 54 человека по русскому языку),  3  учащихся  -участники очного этапа.
  • 4 учащихся, участников предметной лаборатории по обществознанию,  стали победителями заочного и участниками очного Всероссийского конкурса среди старшеклассников и студентов « Права глазами человека» ( г.Санкт-Петербург);
  •  4  человека — участники финала «Россия -2035»(г.Москва, очно);
  • 10 человек участвовали в финале Всероссийского конкурса «Если бы я был Президентом» (г. Санкт- Петербург)
  • 3 учащихся стали победителями  Всероссийского конкурса «Мы вместе», участниками лагерной смены в г. Анапа;
  • 3 учащихся – победители  муниципального конкурса «Обращение к избирателю».
  •  1 учащийся–участник регионального этапа всероссийской олимпиады по русскому языку  принял  участие  в учебно-тренировочных сборах по  предмету « Русский язык» при ТюмГУ (зимняя,весенняя сессия).