Вожатый — актуальная профессия

Проект «Летний калейдоскоп»

Тема «Вожатый – актуальная профессия»

История должности «вожатый».

Вожатый — педагог, работающий с детским объединением. Впервые термин «вожатый», применительно к детской общественной организации в СССР появился в 1922. Это ответственная, но интересная работа! Вожатый создаёт благоприятные условия, позволяющие  детям проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время. Не забывая, заботится о здоровье и безопасности доверенных ему воспитанников.

Вожатый – вожак детей, ведущий их по тропам жизни, старший друг, тот самый «значимый взрослый», который стоит у истоков детской самостоятельности, открывающий им в простых делах необъятность мира, дающий плоть словам: Родина, Долг, Достоинство, Честь, Верность, Дружба.

Общие способности личности организатора:

  • практичность ума — способность применять знания, опыт в любой конкретной ситуации;
  • общительность (коммуникативность) — открытость другим, готовность и умение идти на контакт с людьми;
  • инициативность — творческое проявление активности, способность к генерированию идей, новых подходов к решению известных проблем и др.;

настойчивость — умение доводить дело до конца;

  • самообладание — управление собственными чувствами и поведением в соответствии с требованиями ситуации;
  • работоспособность — способность длительное время работать без признаков усталости;
  • наблюдательность — умение видеть главное с первого взгляда, запоминать и систематизировать важные детали;
  • организованность — умение подчиняться определённому ритму работы и планировать свою деятельность;

Специфические организаторские способности:

  • организационное чутьё (психологическая избирательность — умение правильно оценивать состояние ребёнка, понимать его душевную и физическую боль, радоваться вместе с ним; практически — психологический ум — способность учитывать индивидуально — психологические особенности каждого человека с целью повышения эффективности деятельности; психологический такт- умение быстро находить приемлемую в данных условиях форму общения с людьми в зависимости от их психологических особенностей и эмоционального настроя);
  • эмоционально — волевая воздейственность (общественная энергичность, требовательность и критичность);
  • склонность к организационной деятельности:

самостоятельное включение в деятельность;

быстрое вхождение в роль организатора;

умение нести ответственность за собственные действия и действия  других людей.

Для того чтобы успешно взаимодействовать со своими воспитанниками, необходимо знать, какие тенденции превалируют в их ценностных ориентирах, что характеризует их сознание, потребности, интересы, в какие группы объединяются. Вожатый не только организатор деятельности, руководитель дела, но и лидер группы, закрепленного за ним отряда.  

С организаторскими способностями очень тесно связаны способности педагогические. Организатор сосредоточен на проблемах управления процессом осуществления какой-либо деятельности, а педагог — на её учебно-воспитательном аспекте, влиянии, воздействии на личность ребёнка. Поскольку  вожатый является одновременно и воспитателем, и руководителем детского коллектива, то для эффективного руководства,  по мнению современного психолога РЛ. Кричевского, целесообразно выделить следующие черты:

  • доминантность;
  • уверенность в себе;
  • эмоциональная уравновешенность;
  • стрессоустойчивость;
  • креативность;
  • стремление к достижению цели;
  • предприимчивость;
  • ответственность;
  • надёжность в выполнении заданий;
  • независимость и общительность.

Профессия вожатого — творческая, поэтому особенно важно подходить к организации деятельности творчески, с учётом ситуации, особенностей характеров детей и их личностных качеств.

Своей деятельностью вожатый увлекает детей, создаёт условия их желанной самореализации в реально общественно значимых делах, объединяет на достижение общих целей, завоёвывает авторитет и становится лидером.

Лидерская позиция позволяет вожатому в детском объединении выполнять роль организатора совместной деятельности, а, учитывая, что дети, участвуя в объединении, реализуют субъектную позицию, точнее было бы назвать роль вожатого, ролью организатора детской самодеятельности.

Этапы реализации проекта

Май – подготовительно-организационный этап.

Июнь (1, 2, 3  неделя) – практически-творческий этап.

Июнь (4 неделя) – заключительный этап, подведение итогов.

Подготовительный этап

На подготовительном этапе обучающиеся 8-10 классов  оформляют классные кабинеты, помогают с оформлением школы к открытию 1 смены, репетируют «танцы с вожатыми».

Практический этап

Практический этап социального проекта стартовал  1 июня на открытии «Трудового лета». Трудовая команда «Юность» в составе 6 вожатых представили визитную карточку и участвовали во флешмобе «Мы – вселенная». Этим же днем прошло открытие 1 смены летнего лагеря с дневным пребыванием «Герои нашего времени».

 В середине каждого дня вожатые собираются на планёрку в штабе для обсуждения проведенного мероприятия и обсуждение следующего мероприятия, участия в акциях.

10-й день смены был «Днем самоуправления», воспитатели были «дети», а вожатые — «воспитатели».

Каждую пятницу вожатые проводили «вечерние свечки» с обсуждением с детьми пролетевшей недели отдыха.

Заключительный этап

Отрядные вожатые стали лучше понимать детей младшего возраста, нашли к каждому из них подход и смогли увлечь их спортивными соревнованиями, интеллектуальными играми, творческими занятиями. Конечно же, они окунулись и в работу педагога, осознавая значимость своей должности «вожатый». В конце 1 смены лагеря отрядные вожатые провели соцопрос воспитанников:

  • Тебе понравилось в лагере?
  • Ты рассказываешь о жизни в лагере своим родителям (друзьям)?
  • Как ты считаешь, что значит должность «вожатый?»
  • Ты бы хотел стать вожатым?

Заключение

Работа над проектом помогала привлечь вожатых  к желанию работать на 2-ой смене, участию в  Российском движении детей и молодежи  «Движение Первых». Посеяло желание воспитанников в будущем стать вожатыми!

Социальный опрос показал 100% удовлетворенность отдыхающих детей в летнем лагере.

Читайте также: