Вожатый — актуальная профессия
Проект «Летний калейдоскоп»
Тема «Вожатый – актуальная профессия»
История должности «вожатый».
Вожатый — педагог, работающий с детским объединением. Впервые термин «вожатый», применительно к детской общественной организации в СССР появился в 1922. Это ответственная, но интересная работа! Вожатый создаёт благоприятные условия, позволяющие детям проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время. Не забывая, заботится о здоровье и безопасности доверенных ему воспитанников.
Вожатый – вожак детей, ведущий их по тропам жизни, старший друг, тот самый «значимый взрослый», который стоит у истоков детской самостоятельности, открывающий им в простых делах необъятность мира, дающий плоть словам: Родина, Долг, Достоинство, Честь, Верность, Дружба.
Общие способности личности организатора:
- практичность ума — способность применять знания, опыт в любой конкретной ситуации;
- общительность (коммуникативность) — открытость другим, готовность и умение идти на контакт с людьми;
- инициативность — творческое проявление активности, способность к генерированию идей, новых подходов к решению известных проблем и др.;
настойчивость — умение доводить дело до конца;
- самообладание — управление собственными чувствами и поведением в соответствии с требованиями ситуации;
- работоспособность — способность длительное время работать без признаков усталости;
- наблюдательность — умение видеть главное с первого взгляда, запоминать и систематизировать важные детали;
- организованность — умение подчиняться определённому ритму работы и планировать свою деятельность;
Специфические организаторские способности:
- организационное чутьё (психологическая избирательность — умение правильно оценивать состояние ребёнка, понимать его душевную и физическую боль, радоваться вместе с ним; практически — психологический ум — способность учитывать индивидуально — психологические особенности каждого человека с целью повышения эффективности деятельности; психологический такт- умение быстро находить приемлемую в данных условиях форму общения с людьми в зависимости от их психологических особенностей и эмоционального настроя);
- эмоционально — волевая воздейственность (общественная энергичность, требовательность и критичность);
- склонность к организационной деятельности:
— самостоятельное включение в деятельность;
— быстрое вхождение в роль организатора;
— умение нести ответственность за собственные действия и действия других людей.
Для того чтобы успешно взаимодействовать со своими воспитанниками, необходимо знать, какие тенденции превалируют в их ценностных ориентирах, что характеризует их сознание, потребности, интересы, в какие группы объединяются. Вожатый не только организатор деятельности, руководитель дела, но и лидер группы, закрепленного за ним отряда.
С организаторскими способностями очень тесно связаны способности педагогические. Организатор сосредоточен на проблемах управления процессом осуществления какой-либо деятельности, а педагог — на её учебно-воспитательном аспекте, влиянии, воздействии на личность ребёнка. Поскольку вожатый является одновременно и воспитателем, и руководителем детского коллектива, то для эффективного руководства, по мнению современного психолога РЛ. Кричевского, целесообразно выделить следующие черты:
- доминантность;
- уверенность в себе;
- эмоциональная уравновешенность;
- стрессоустойчивость;
- креативность;
- стремление к достижению цели;
- предприимчивость;
- ответственность;
- надёжность в выполнении заданий;
- независимость и общительность.
Профессия вожатого — творческая, поэтому особенно важно подходить к организации деятельности творчески, с учётом ситуации, особенностей характеров детей и их личностных качеств.
Своей деятельностью вожатый увлекает детей, создаёт условия их желанной самореализации в реально общественно значимых делах, объединяет на достижение общих целей, завоёвывает авторитет и становится лидером.
Лидерская позиция позволяет вожатому в детском объединении выполнять роль организатора совместной деятельности, а, учитывая, что дети, участвуя в объединении, реализуют субъектную позицию, точнее было бы назвать роль вожатого, ролью организатора детской самодеятельности.
Этапы реализации проекта
Май – подготовительно-организационный этап.
Июнь (1, 2, 3 неделя) – практически-творческий этап.
Июнь (4 неделя) – заключительный этап, подведение итогов.
Подготовительный этап
На подготовительном этапе обучающиеся 8-10 классов оформляют классные кабинеты, помогают с оформлением школы к открытию 1 смены, репетируют «танцы с вожатыми».
Практический этап
Практический этап социального проекта стартовал 1 июня на открытии «Трудового лета». Трудовая команда «Юность» в составе 6 вожатых представили визитную карточку и участвовали во флешмобе «Мы – вселенная». Этим же днем прошло открытие 1 смены летнего лагеря с дневным пребыванием «Герои нашего времени».
В середине каждого дня вожатые собираются на планёрку в штабе для обсуждения проведенного мероприятия и обсуждение следующего мероприятия, участия в акциях.
10-й день смены был «Днем самоуправления», воспитатели были «дети», а вожатые — «воспитатели».
Каждую пятницу вожатые проводили «вечерние свечки» с обсуждением с детьми пролетевшей недели отдыха.
Заключительный этап
Отрядные вожатые стали лучше понимать детей младшего возраста, нашли к каждому из них подход и смогли увлечь их спортивными соревнованиями, интеллектуальными играми, творческими занятиями. Конечно же, они окунулись и в работу педагога, осознавая значимость своей должности «вожатый». В конце 1 смены лагеря отрядные вожатые провели соцопрос воспитанников:
- Тебе понравилось в лагере?
- Ты рассказываешь о жизни в лагере своим родителям (друзьям)?
- Как ты считаешь, что значит должность «вожатый?»
- Ты бы хотел стать вожатым?
Заключение
Работа над проектом помогала привлечь вожатых к желанию работать на 2-ой смене, участию в Российском движении детей и молодежи «Движение Первых». Посеяло желание воспитанников в будущем стать вожатыми!
Социальный опрос показал 100% удовлетворенность отдыхающих детей в летнем лагере.