Памятка по речевому развитию
В младшем школьном возрасте ребенок должен овладеть литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользоваться лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей и составлять любого типа высказывания; уметь вступать в контакт и вести диалог со взрослыми и сверстниками: слушать, спрашивать, отвечать, возражать, объяснять; знать нормы и правила речевого этикета, уметь пользоваться ими в соответствии с ситуацией; владеть элементарными умениями чтения и письма.
Развитие речи связано с умственным развитием, поскольку оно способствует развитию мышления. Наряду с этим, связь речевого (языкового) и интеллектуального, необходимо рассматривать и в обратном направлении — от интеллекта к речи (языку).
Доказано, что без речевого общения, без социальной (общественной) среды, нельзя стать полноценным человеком. Известны случаи, когда дети младенческого возраста попадали к животным и были вскормлены ими. После возвращения детей в человеческое общество, оказывалось, что они имеют повадки животного и совсем не обладают теми элементами психики, которые отличают человека от животного: у них не был сформирован мыслительный аппарат, не было высших эмоций, их невозможно было научить речи. Известны случаи, происшедшие по вине взрослых: дети оказывались психически недоразвитыми, плохо усваивали речь, с трудом учились в школе, потому что родители не занимались их речевым развитием, когда они были в младенческом, раннем детском и в дошкольном возрасте.
Необходимо помнить, что речь — инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Задержка речевого развития на первых возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии.
В младших классах большое значение имеет уровень речевого развития, так как при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Младшие школьники в речи употребляют в речи 3-5 тысяч слов. В течение всего периода обучения необходимо продолжать формировать навыки устной и письменной речи.
Речевая активность младших школьников очень важна. Но некоторые дети, и мы это наглядно видим, стесняются говорить, отказываются от участия в беседах, от ответов на вопросы учителя, совсем не могут рассказывать или рассказывают очень кратко, допускают речевые ошибки, такие как пропуск слов, нарушение логической последовательности, нелепые суждения, неверные ударения в словах и в тексте, малый словарный запас. К сожалению, дети перестали читать книги, и это отражается на речи.
Скачать памятку