Аутичный ребёнок в школе
Услышав диагноз аутизм, большинство родителей впадает в отчаяние и не знает, что теперь делать. Детский аутизм – это не безысходность и не приговор, подобные расстройства давно исследуют ученые и предлагают множество способов для успешной борьбы с недугом и всестороннего развития таких детей.
Аутизм не является заболеванием, но при этом отличается нарушениями в развитии разной степени тяжести, проблемами с мышлением, поведением, двигательными и речевыми функциями. Возможны два сценария возникновения расстройства аутистического спектра: от 8 месяцев до полутора лет и в возрасте от 2 до 5 лет.
Статистика обнадеживающе уверяет нас, что помощь квалифицированных специалистов при аутизме приносит ощутимые результаты в восстановлении функций и улучшении умственных возможностей маленьких пациентов и способна максимально адаптировать их к социуму.
Результатами работы психологов могут стать:
- отличная память;
- развитый мыслительный процесс;
- высокий уровень умственных способностей;
- выдающийся показатель интеллекта (IQ);
- способность к научным дисциплинам и иностранным языкам.
В «Заводоуковской школе № 2» обучается 5 детей имеющих расстройства аутистического спектра (РАС). Четверо детей посещают школу и занимаются индивидуально с учителями и специалистами (учителем-дефектологом, педагогом-психологом, учителем-логопедом). Коррекционная работа с детьми, имеющими РАС требует создание определенных комфортных условий для эффективности. У каждого ребенка есть свое индивидуальное место для работы со специалистами и учителем. Дети должны приходить на занятие в одно и то же время систематически, двигаться по одному и тому же маршруту.
В работе с неговорящими детьми используются карточки PEKS (система альтернативной коммуникации).
Дети, использующие речь, как средство коммуникации владеют глобальным чтением, как на русском, так и английском языке (5-класс).
Занятия педагога-психолога направлены на обогащение сенсорной сферы ребенка, учителя-дефектолога — направлены на развитие логического мышления и математических способностей, учителя-логопеда – на дублирование программы по обучению грамоте, литературного чтения и обогащения речи.
Для хороших результатов очень важно выстроить верный маршрут обучения и найти методики, которые помогут добиться положительных изменений. Методики используемые в работе с детьми с РАС: АВА-терапия, PECS.
Аббревиатура «АВА» расшифровывается как «прикладной анализ поведения». Подход очень популярен и является отличным коррекционным методом для людей с ОВЗ, а особенно – для детей-аутистов.
Терапия направлена на внесение в жизнь ребенка необходимых отсутствующих навыков. Основной ее принцип довольно прост: если малышу нравятся результаты и последствия его действий, то он будет с радостью их повторять. Поэтому в процессе занятий каждое достижение поощряется (похвалой, оценкой, игрушкой, конфетой), а неудача не одобряется или игнорируется.
Для того, чтобы ребенок с расстройством аутистического спектра мог справиться с заданиями, их разбивают на небольшие блоки, каждый блок содержит навык, который необходимо освоить. Со временем блоки соединяют, чтобы ребята могли решать более сложные задачи. Таким образом дети учатся слушать, воспринимать информацию, доносить до собеседника свои мысли, вести себя в разных ситуациях.
Самый базовый блок выглядит примерно так:
- задание/запрос;
- реакция ребенка;
- «приз» или «наказание».
При регулярных занятиях и значительных усилиях педагогов, родителей и самих детей АВА-терапия дает следующие результаты:
- ребенок лучше взаимодействует с окружающими, легче адаптируется в коллективе;
- у ребенка появляются способности к обучению;
- корректируются отклонения поведения, присущие аутистам;
- интеллект ребенка развивается в соответствии с возрастом;
- ребенок осваивает навыки, необходимые ему для самостоятельной жизни в будущем.
Начинать терапию следует с самых легких упражнений. Например, педагог просит ребенка выполнить простое действие: «Возьми в руку карандаш!». И тут же показывает, как именно это нужно сделать. Подсказка озвучивается несколько раз, после чего повторяется просьба уже без подсказок. Каждый случай, когда ребенок правильно делает то, что просят, поощряется. Неудачи игнорируются.
PECS (Picture Exchange Communication System) — это система коммуникации, при которой человек, не владеющий или очень плохо владеющий устной речью, использует картинку или карточку, чтобы выразить просьбу, прокомментировать событие, ответить на вопрос и т. д.
Учитель-логопед: А. В. Чегодаева