Роль скороговорок в развитии речи
Скороговорки – своеобразный тренажер, они не только поднимают настроение, но и помогают пониманию некоторых слов и фраз, так как зачастую в скороговорках используются устаревшие и мало употребляемые слова, но содержащие необходимые звуки и звукосочетания. Знакомство с этими словами обогатит словарный запас.
Например: «Баран-буян залез в бурьян».
Буя́н – склонный к буйству; скандалист; тот, кто буянит, ведёт себя буйно – не сдержанно.
Бурья́н – густые заросли травы, сорняков.
Бара́н – словарное слово, которое нужно запомнить, как пишется!
Скороговорки помогают избавиться от так называемой «каши во рту». Но для этого надо заниматься постоянно, четко и ясно проговаривая каждый звук в скороговорке.
Скороговорки – это коротенькие стихи, которые помогают развивать память у детей. Также они направлены на развитие и тренировку речи ребенка, их очень хорошо применять для закрепления ряда поставленных звуков на логопедических занятиях.
Терапевтический эффект использования скороговорки может проявиться также и при воспитании детей с нарушением поведения. Гиперактивные дети начинают прислушиваться к скороговоркам и пытаться повторить их. Но именно сложность повторения скороговорки за взрослым и невозможность сделать это с первой попытки заставляет их сконцентрироваться, остановиться и медленно повторять снова и снова. А смешные ошибки будут веселить их и, одновременно, выполнять свою поучительную функцию.
Интонация, с которой вы проговорите скороговорку, должна быть мягкой и мелодичной, так как само сочетание разных звуков в словах в некоторых скороговорках очень сложное.
Константин Сергеевич Станиславский рекомендовал работать со скороговоркой пошагово:
Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги.
Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращая внимание на произношение всех звуков. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения.
Второй шаг – учитесь делать всё то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.
Третий шаг – чтение скороговорки шёпотом. И лишь потом – вслух, сначала в медленном темпе, а затем в быстром, но помните о четкости скороговорки. Предложите ребёнку повторить её три раза подряд.
По привлечению внимания нами был подготовлен видеоролик по правильному произношению звука «Р». Фрагменты из него войдут в обучающий материал.