Роль скороговорок в развитии речи

Скороговорки – своеобразный тренажер, они не только поднимают настроение, но и помогают пониманию некоторых слов и фраз, так как зачастую в скороговорках используются  устаревшие и мало употребляемые слова, но содержащие необходимые звуки  и звукосочетания. Знакомство с этими словами обогатит словарный запас.

Например: «Баран-буян залез в бурьян».

Буя́н – склонный к буйству; скандалист; тот, кто буянит, ведёт себя буйно – не сдержанно.

Бурья́н – густые заросли травы, сорняков.

Бара́н – словарное слово, которое нужно запомнить, как пишется!

Скороговорки помогают избавиться от так называемой «каши во рту». Но для  этого надо заниматься постоянно, четко и ясно проговаривая каждый звук в скороговорке.

Скороговорки – это коротенькие стихи, которые помогают развивать память у детей. Также они направлены на развитие и тренировку речи ребенка, их  очень хорошо применять для закрепления ряда поставленных звуков на логопедических занятиях.

Терапевтический эффект  использования скороговорки может  проявиться также и при воспитании детей с нарушением поведения. Гиперактивные дети начинают прислушиваться к скороговоркам и пытаться повторить их. Но именно сложность повторения скороговорки за взрослым и невозможность сделать это с первой попытки заставляет их сконцентрироваться, остановиться и медленно повторять снова и снова.  А смешные ошибки будут веселить их и, одновременно, выполнять свою поучительную функцию.

Интонация, с которой вы проговорите скороговорку, должна быть мягкой и мелодичной,  так как само сочетание  разных звуков в словах  в некоторых скороговорках очень сложное.

Константин Сергеевич Станиславский рекомендовал работать со скороговоркой пошагово:

Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги.

Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращая внимание на произношение всех звуков. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения.

Второй шаг – учитесь делать всё то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.

Третий шаг – чтение скороговорки шёпотом. И лишь потом – вслух, сначала в медленном темпе, а затем в быстром, но помните о четкости скороговорки. Предложите ребёнку  повторить её три раза подряд.

По привлечению внимания нами был подготовлен видеоролик по правильному произношению звука «Р». Фрагменты из него войдут в обучающий материал.

Читайте также: