План работы ШСМ на 2024-2025 учебный год
Медиация — это способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимого лица или лиц, привлекаемых сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного участия в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Школьная служба медиации (примирения) это:
1. Разрешение конфликтов силами самой школы.
2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
3. Профилактика школьной дезадаптации.
4. Школьное самоуправление подростков школы.
Основная цель службы школьной медиации (примирения) состоит в формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликты.
Задачи службы медиации (примирения):
· создание с помощью метода школьной медиации и восстановительного подхода системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп;
· внедрение новых форм, технологий и методов работы для решения конфликтов мирным путем;
· интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания, повышение эффективности социальной и психологической помощи, оказываемой детям;
· повышение квалификации педагогов школы по вопросам применения процедуры медиации в повседневной педагогической практике.
Зачем нужна медиация (примирения) школе?
Подростки и дети «группы риска» часто вовлекаются в конфликты, становятся нарушителями или жертвами. Используемая нами восстановительная медиация позволяет подросткам избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (в том числе возместить ущерб), избежать повторения подобного в будущем.
Школьная среда часто не способствует освоению подростками навыков общения, культурных форм завоевания авторитета и формирования конструктивных способностей взаимодействия с другими людьми, необходимых для будущей жизни. Те способы реагирования на конфликты, которые обычно практикуются подростками и учителями, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными.
Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.
Служба школьной медиации (примирения) готова работать со всеми участниками образовательного учреждения и организовать медиацию между:
· учениками;
· учениками и родителями;
· родителями;
· учителями и родителями;
· учениками и учителями.
Состав службы школьной медиации (примирения):
Правовая основа организации служб школьной медиации (примирения) в образовательных организациях:
Правовой основой создания и деятельности служб школьной медиации является:
· Конституция Российской Федерации;
· Гражданский кодекс Российской Федерации;
· Семейный кодекс Российской Федерации;
· Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
· Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Конвенция о правах ребенка;
· Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Г ааге, 1980, 1996, 2007 годов;
· Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
Памятки для детей и родителей
Что такое служба медиации в школе
В процессе обучения в школе каждый ребенок, взрослый хотя бы раз был вовлечен в конфликты (с другими учащимися, с педагогами или родителями), становился в них обидчиком, жертвой или невольным свидетелем. С целью оказания помощи в решении этих проблем в школе создана Служба медиации.
Термин «медиация» происходит от латинского слова mediatio– посредничество.
Медиация – это процесс, в котором участники (конфликтующие стороны) разрешают свой конфликт с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора).
Медиация в школе – это метод, основой которого является воспитание уважения к личности, добровольное участие и волеизъявление, свобода выработки и принятия решений по конфликту, возможность защиты и удовлетворения интересов конфликтующих сторон, при условии предоставления им равных прав.
Школьная служба медиации – это команда взрослых и подростков , прошедших курс подготовки по медиации, которая стремится:
— разрешить конфликтную ситуацию конструктивным способом;
— дать возможность существующим в школе сообществам понять друг друга и увидеть в каждом человека, исходя из личностных, а не ролевых отношений;
— снизить уровень агрессивности в школьном сообществе.
В Службу медиации можно обратиться если:
— у тебя проблемы с родителями;
— ты чувствуешь себя лишним, «ненужным»;
— тебя оскорбили;
— вы поругались или подрались;
— возник межличностный конфликт;
— тебя обижают в классе.
В состав Службы медиации входят:
Савчук Ольга Фёдоровна, руководитель школьной Службы медиации, педагог- психолог;
Тропина Ольга Михайловна , заместитель директора по УВР
Козлов Евгений Алексеевич, социальный педагог;
Антонеева Екатерина Валерьевна , педагог организатор;
Учащиеся школы
В Службу медиации Вы можете обратиться:
— лично;
— через Почту доверия