Развитие лексического строя у младших школьников
Развитие речи учащихся — важнейший аспект обучения родному языку. В последнее время коммуникативному воспитанию школьников придается особое значение, так как успехи в речевом развитии определяют и результативность усвоения других школьных дисциплин, создает предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, вооружает детей необходимостью в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развития.
Овладение речью — это способ познания действительности. Чем полнее усваиваются богатства языка, чем свободнее человек пользуется ими, тем лучше он познает сложные связи в природе и обществе. Для ребенка грамотная речь — залог успешного обучения и развития. Развитие речевой деятельности ребенка — не стихийный процесс, он требует определенного педагогического руководства. Речевое развитие характеризуется количественными и качественными изменениями в употреблении языка, проявления которого образуют грамматический строй речи, состоящий из его единиц.
Важнейшей единицей является слово. Дар слова — это важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и общения. К. Паустовский писал: «Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и…блеск красок, и шум садов, и сказочность сновидений, и тяжелое громыхание грозы, и детский лепет, и заунывный ропот прибоя, и гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы.» Но, к сожалению, не каждому дано освоить это богатство сполна. Если в арсенале А. С. Пушкина была 21 тысяча слов, то многие наши современники обходятся несколькими тысячами, а то и куда меньшим количеством слов, что является показателем уровня мышления, культуры общения. Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средств языка, форм и функций речи, письма и чтения.
Игры на развитие пассивного и активного словаря
Игра «Бюро находок» или «Найди по описанию».
Цель: пополнять пассивный словарь ребёнка словами-признаками, научить подмечать ведущие признаки предметов.
Детям сообщается, например: «Вы потеряли предмет красного цвета круглой формы, сделанный из резины». Школьники узнают предмет по описанию, запоминая не только название предмета, но и его признаки.
Упражнение «Подбери нужное слово»
Дети учатся подбирать к названным определениям подходящие слова.
Мокрый; тяжёлый; радостный.
Светит; пишет; висит.
Упражнение «Часть — целое»
Детям назывались части предмета или объекта, а они догадывались, о каком предмете идёт речь и назвали его. Например: Ствол, ветки, сучья — дерево.
Спинка, ножки, сиденье — стул. Крылья, клюв, хвост — птица.
Упражнение «Какой? »
Детям предлагалось подобрать прилагательные к слову лес (большой, зелёный, красивый, густой, богатый, тихий, таинственный, сосновый, тёмный, зимний, дремучий). Кто последний из детей правильно подбирал слово (прилагательное, тот выигрывал).
Упражнение «Исправь ошибку»
Цель: развитие глагольного словаря, логического мышления. Повар лечит, а врач готовит. Маляр рисует, а художник красит. Лётчик ездит, а шофёр летает и т. д.
Игра «Скажи по-другому»
Ребёнку предлагается слово, к которому нужно подобрать синоним.
Бой — битва, сражение. Буря — ураган, шторм. Доктор — врач. И т. д.
Игра «Упрямые дети»
Детям сообщается, что они вдруг стали упрямыми и должны говорить всё наоборот. Например, если они услышат слово «открыл», то должны сказать «закрыл».
отъехал – приехал, вылетел – залетел, и т. д.
Упражнение «Что приготовим?»
Цель: научить детей образовывать относительные прилагательные от существительных.
Суп из гороха (это какой суп?) — гороховый.
Упражнение «Что из чего?»
Цель: научить обучающихся образовывать относительные прилагательные от существительных.
Шляпа из соломы – (соломенная), шапка из шерсти – (шерстяная) .
Упражнение «Что делает?»
Логопед задаёт вопросы, а обучающийся подбирает к ним как можно больше ответов. Пескари что делают? – Пескари плещутся, плавают, выныривают и т.д.
Упражнение «Чей хвост? »
(Чья лапа? Чьё ухо? Чей хвост?)
Цель: научить обучающихся образовывать притяжательные прилагательные от существительных.
У волка чей хвост? (волчий), у барсука -, у белки – и т.д.